Братство джиперов
В минувшие выходные в Тверской области
прошли соревнования по экзотическому и редкому пока в России
виду спорта - гонкам на внедорожниках. Ярославскую область
на этих состязаниях представлял автогонщик Сергей Михеев.
У нас пока только два человека всерьез занимаются гонками
на внедорожниках. Накануне соревнований мы встретились с Сергеем
и попросили его рассказать об этом виде спорта.
"Гонки на джипах в России появились значительно недавно
- где-то лет десять назад, - начал рассказывать Сергей, -
сам я "заболел" этим видом спорта в 1999 году, когда
на столичном "Экзотик-шоу", где выставлялись редкие
и антикварные машины, познакомился с московским гонщиком Астафьевым.
До этого я уже работал в автосервисе, ремонтировал джипы,
был у меня и свой старенький "Паджеро", на котором
в первый раз выехали на соревнования в Луховицы. Штурманом
был тоже ярославец, Александр. Для новичков мы показали неплохой
результат - заняли 12-е место, а участвовало в соревнованиях
150 экипажей".
В следующий раз Сергей уже выступал на России - это традиционный
чемпионат джиперов, который ежегодно проходит в Ленинградской
области, под названием "Ладога". К соревнованиям
готовились очень серьезно. Над джипом "Вранглер",
на котором Александр выступал на России в 2001 году, колдовали
полгода. Полностью заменили систему подвески, колеса, переделали
мосты. И в результате обошли всех и заняли первое место в
спортивном зачете.
Гонки на джипах - это не просто ралли по бездорожью. Крупные
соревнования, как правило, длятся около десяти дней и включают
в себя несколько этапов: это ралли, где главное - скорость;
трофи, где нужно пройти различные препятствия - ехать по камням,
воде, по грязи и болотам и даже взбираться на крутые скалы.
Далее триал, своеобразное фигурное катание на джипе, где главное
- точно выполнить заданные фигуры и набрать как можно меньше
штрафных очков. Бывают еще разные специфические старты. Например,
гонка в карьерах, дюнах и даже... в мелиоративной канаве.
Каждый день заездов имеет свое название, иногда даже очень
поэтическое. Например, "мытарства в мелиоративной канаве".
На "Ладоге-2001" этот день гонки стал последним
для одного американского джипера, который накрепко засел в
этой самой канаве, так что даже с помощью лебедки не удалось
его вытащить. Два трейлера сломались, пока вытягивали из канавы
тяжелый джип, и гонщику пришлось провести в этой канаве целых
4 дня!
А на соревнованиях "Арктик-трофи" автомобиль "Нива"
чуть не уплыл в открытое море! Гонщик, которому нужно было
преодолеть водную полосу препятствий, слишком быстро заехал
в воду. Как раз в это время начался отлив, машина оторвалась
от дна и... поплыла. Спасла экипаж лишь быстрая реакция штурмана:
он выпрыгнул из салона, доплыл до берега и вытянул машину
с водителем.
Много казусных ситуаций бывает во время заезда с ориентированием
на местности, когда экипажу дают карту с отмеченными на ней
точками - пунктами, которые необходимо пройти. Бывали случаи,
когда экипажи пропадали на 8 - 10 часов и возвращались на
финиш лишь к ночи. Случилось подобное однажды и с Сергеем,
когда штурман указал на неправильный поворот, и через 80 километров,
вместо того чтобы достичь переправы, машина выехала... к плетню
колхозного огорода. Пришлось в срочном порядке возвращаться
обратно, но драгоценное время было уже упущено.
Помимо официальных соревнований гонщики зачастую устраивают
небольшие, "частные" состязания, или, как их называют
джиперы, "покатушки", на которые также съезжаются
экипажи со всей страны. В прошлом году, к примеру, Сергей
устраивал такие соревнования в честь своего дня рождения.
Гонки носили гордое название "Партизан" и проходили
в карьерах неподалеку от села Мордвиново.
Помимо российских гонщиков в них участвовало три экипажа из...
Китая. С китайскими джиперами познакомились случайно - на
смотровой площадке в Москве, на Воробьевых горах. Семеро китайцев,
проделав 10 тысяч километров от Пекина до Москвы на странных
машинах китайского производства, которые представляли из себя
смесь "уазика", "Вранглера" и "Чероки",
были тут же приглашены на гонки в Ярославль. Обойти российских
джиперов китайцам не удалось. Лишь один экипаж смог войти
в пятерку сильнейших, за что водитель получил в качестве приза
огнетушитель.
Гонки на внедорожниках для российской провинции пока еще недоступная
экзотика. Поскольку по затратам джиперы перегоняют даже горнолыжный
спорт, который традиционно считается самым дорогостоящим.
Стоимость снаряженного по высшему классу спортивного джипа
может доходить до 300 тысяч долларов.
Однако питерские и московские спортсмены все же могут позволить
себе принимать участие даже в международных соревнованиях
за счет богатых спонсоров, а любители-одиночки ограничиваются,
конечно, более скромными машинами, но затраты огромны даже
для коммерсанта средней руки. К примеру, чтобы снарядить к
соревнованиям джип стоимостью 14 тысяч долларов, надо потратить
где-то 24 тысячи баксов. А иначе нет смысла выезжать на гонки.
"Подготовка машины - это 80 % успеха в гонках, остальные
20 зависят от прокладки, которая между рулем и сиденьем",
- шутят гонщики.
А потому тем, кто, как Сергей Михеев, "заболел"
этим видом спорта, приходится нелегко. "Один мой знакомый,
- рассказывает Сергей, - очень хотел поехать на гонки, но
денег, чтобы подготовить машину, не было. Тогда он дождался,
когда жена с ребенком уедут отдыхать, на деньги, которые семья
копила на покупку дачи, купил... 4 колеса и поехал на гонки".
Ничего удивительного в этой истории нет, если учесть, что
одно спортивное колесо для внедорожника стоит почти 400 баксов.
Сам же Сергей имеет возможность готовить машину к соревнованиям
лишь благодаря тому, что профессионально связан с ремонтом
джипов и может сам мастерить мосты, подвески, лебедки и другие
хитрые сооружения. Хотя зачастую, вместо того чтобы прикупить
супруге новую шубу или сапоги, тратит деньги на какой-нибудь
прибамбас для своего джипа.
Кстати, некоторые жены гонщиков, чтобы разделить увлечение
своих одержимых мужей, тоже садятся за руль внедорожников
и не только участвуют в гонках, но даже и показывают неплохие
результаты. К примеру, на одних частных соревнованиях в этом
году третье призовое место заняла Анна Федина, супруга московского
гонщика, в миру... самая обычная домохозяйка.
Чем же так привлекают людей эти гонки, что многие готовы последнюю
рубашку снять, чтобы попасть на состязания?
"Джиперы - это особый сорт людей, - говорит Сергей, -
это больше чем увлечение, это болезнь. В отличие от "паркетников"
( так называют тех, кто ездит на обычных городских, "цивильных"
джипах), джиперы-гонщики образуют некое братство, общество
близких по духу людей. Каждые гонки - это маленький праздник
души. Это возможность проверить себя, несмотря ни на что,
преодолеть, казалось бы, непроходимую трассу, это романтика
дикой природы, а главное - общество близких по духу людей.
Это чувство родства с машиной, которая с твоей помощью начинает
творить чудеса. За дни гонок получаешь такой эмоциональный
заряд, что все остальное время живешь в ожидании новых соревнований".
Елена Батуева, "КР"
29.01.2002
|