Малярию
лечили водкой
("ДАКАР-2000")
Убедительной
победой российской команды "КамАЗ" завершился труднейший ралли-марафон
по шести африканским странам "Дакар-Каир 2000". В гонке стартовало
203 мотоцикла, 138 легковых автомобилей и 66 грузовиков. Российские
грузовики не только выиграли командную гонку протяженность
7,5 тысяч километров, но и сумели завоевать первое и третье
место в личном зачете.
Причем они оставили за собой и знаменитые грузовики "Татры",
"Мерседесы" и "Митсубиши", и более скоростные легковые автомобили.
Шутка ли сказать на отдельных участках гонки российские грузовики
достигали скорости 185 километров в час! Одним из тех без
кого ярославские моторы, которыми оснащены гоночные "КамАЗы",
не могли показать себя во всей красе, был и остается Михаил
Мясоедов, инженер-испытатель команды "КамАЗ - Мастер".
Недавно он побывал в Ярославле и дал эксклюзивное интервью
нашему корреспонденту.
- По новым правилам грузовики, легковушки и мотоциклы, участвующие
в гонки, в этом году стартовали не общей группой, ваш страт
был, например, последним - через два часа после легковых,
и тем не менее ... - Да, каждый день приходилось обгонять
более пятидесяти автомобилей. Однажды наш "КамАЗ" умудрился
закончить гонку в пятерке лидеров. Почему "делали" легковушки?
В день мы проходили по сложной местности порядка 500 километров,
и при такой гонке очень многое зависит, прежде всего, от класса
гонщика. Так что наши экипажи - Владимира Чагина и Фирдауса
Кабирова - просто еще раз доказали свое мастерство. Кроме
того, наши автомобили были чисто гоночные, то есть комфорт,
а значит и лишний вес, в них был сведен до минимума.
- То есть наши как всегда выиграли не благодаря, а вопреки
всему. Это же риск. Вы шли на него осознано? - Да, конечно,
но как иначе. Самый большой риск был в том, что за несколько
часов до отправления в Дакар, мы выяснили, что на одном автомобиле
у нас в картере маховика появилась очень сильная течь масла.
Сложность в том, что автоматическая коробка передач была немецкая,
а дело происходило уже во Франции. Вся страна, как и Европа,
праздновала Рождество: все гуляли. Посоветоваться со специалистами
фирмы мы смогли, чуть ли не перед самым отплытием. О замене
не шла даже речь. Перебирать - двое суток в заводских условиях.
У нас же оставались считанные часы. Пришлось на ходу самим
придумывать систему насосов, которая бы откачивала это масло.
Другой выход из этой ситуации - отказаться от гонки. Уверен,
так поступили бы все, кроме русских, поскольку эта проблема
могла закончится тем, что машину пришлось бы бросить в пустыне.
Но мы рискнули, и выиграли.
- Вы были участником всех десяти "Дакаров", в которых
участвовали "КамАЗы". Чем еще примечательна была гонка 2000
года?
- Организацией и стартом. Раньше мы финишировали все в пыли
и поту в чудесном городе Дакаре, который построен по образу
и подобию Парижа. Ждали финиша, как логического конца. То
теперь нам приходилось из этого рая врубаться в пески Африки.
Почти никому не хотелось этого делать. А если серьезно, то
эта мировая гонка, как никакие предыдущие, оказалась спортивно-скоростной.
Наверное, парадокс, но в этот раз способности людей-спортсменов
оказались несколько выше, чем возможности машин. Главным была
скорость. С первых метров надо было гнать, не взирая на опасности.
А их было предостаточно. Впереди, например, ждал очень опасный
участок: высоченные и коварные дюны на границе Ливии и Египта.
Мы их уже проходили во время ралли "Фараонов". Представьте
себе на скорости влетаешь на такую песчаную "горку" и не знаешь:
с какой высоты противоположного склона слетишь. Вы видели
когда-нибудь летящие над землей на высоте два метра многотонные
грузовики? Это можно увидеть только на этих дюнах! На этом
участке немало побилось машин и мотоциклов. Пострадали даже
многоопытные гонщики. Например, японец Шунузука на "Митсюбиси"
сломал себе спину, покалечился и знаменитый австрийский мотогонщик
Кенни Гартнер. - Ужасная жара была одним из главных соперников
россиян? Ведь насколько известно, "КамАЗы" в целях экономии
не были оборудованы кондиционерами. - Дело не в экономии.
Просто все кондиционеры после нескольких сотен такой бешеной
гонки "летели". Кроме того в пылу гонки можно было не заметить
и простудится. - А в Африке и без этого болезней хватает...
- Да, многие мучались животами...
- Что от местной воды?
- Вода здесь не причем. Болели они и от тряски, и оттого,
что подхватывали из местного воздуха. Бывало так крутило...
- В пустыне кустиков не так много...
- А что делать - физиологические потребности справлять же
надо, вот иным экипажам и приходилось останавливаться чуть
ли не через каждые десять километров. Правда, некоторые исхитрялись
решать эту проблему на ходу. Французы, например, возили с
собой специальные пластиковые бутылки. Но это для малой нужды.
- Местные заболевания не вносили коррективу в гонку? - Мы
прививались перед гонкой и против желтой лихорадки, и против
столбняка, и против холеры. К сожалению, мы были бессильны
против самого распространенно африканского заболевания - малярии.
Против нее просто нет прививок. Существует специальный курс,
когда ты в течение месяца ешь определенные таблетки. Но мы
знали, что они здорово "сажают" печень и почки, и поэтому
предохранялись дедовским проверенным способом.
- Пили...
- Да, водку или джин, но только на привале. После стакана
сорокоградусной не один сумасшедший не рискнет сесть за баранку.
Так развезет, что потеряешься в пять минут, а заблудиться
в пустыне самое страшное. Воды и еды в машине за сутки.
- Но многочисленные системы безопасности...
- Существуют. Но вертолеты сопровождения не уследят за каждой
машиной. А радиомаяк, по которому со спутника можно отследить
любую машину должен еще и сработать. В позапрошлом году, например,
в одной из африканских стран, где проходила гонка, местные
бандиты остановили несколько экипажей. Наставив автоматы на
водителей первое, что они сказали, было: "No police!", то
есть они были осведомлены о передатчиках.
- И в этом году из угрозы нападение местных "душманов"
ваш караван один участок гонки преодолел на самолете?
- Да, и это не было перестраховкой. Опыт прошлых гонок
говорит о том, что если спецслужбы всерьез обеспокоены нашей
безопасностью, значит, есть серьезная причина. Нас же в свое
время и из автоматов расстреливали, а некоторые машины подрывались
на минах. Или как в Западной Сахаре было: едешь по дороге,
а справа и слева от нее в нескольких метрах окопы, пушки и
прочая радость. Передышка у них только для того, что бы нас
пропустить.
|