Николай Тонков: "Имидж клуба - прежде всего"
Президент "Шинника" редко
дает интервью спортивным изданиям. Но для беседы с корреспондентом
"СЭ" генеральный директор ярославского шинного завода
время выкроил.
- Во главе команды вы полтора года. Решение ее возглавить
принимали осознанно?
- Поначалу это в большей степени было эмоциональным порывом.
"Шинник" вылетал из высшей лиги, и как человек,
в течение пяти лет вкладывавший деньги в команду, я посчитал,
что не имею морального права отвернуться от коллектива в трудный
момент. Когда же все взвесил, исчезли последние сомнения.
Корень неудач клуба был в том, что выделявшиеся ему средства
не всегда использовались правильно, из-за чего многие острые
проблемы оставались нерешенными. Поэтому и нужно было организовать
процесс так, чтобы деньги доходили до места назначения. Кроме
того, заразился идеей создать не просто футбольный клуб, а
профессиональное футбольное хозяйство, выстроить цепочку:
школа, интернат, КФК, вторая лига, высшая.
- Руководители многих провинциальных клубов, реализуя подобные
планы, стараются подражать Владимиру Горюнову и его "Ротору".
- Горюнов - молодец, за десять с лишним лет проделал в Волгограде
большую работу. Конечно, я тоже пришел не на пустое место.
У "Шинника" свои традиции, своя история. Но до уровня
"Ротора" мы не дошли и идти по его пути не собираемся.
Зачем кого-то слепо копировать? У нас свое направление - объединить
все лучшее, что есть в российском и мировом футболе.
- Инициатива вашего назначения исходила от губернатора
Анатолия Лисицына?
- С Анатолием Ивановичем у нас были рабочие отношения: он
- губернатор, я - директор одного из крупнейших заводов области.
Вопрос ребром - дескать, возьми, Николай, команду - он не
ставил. Состоялся разговор, и мы пришли к выводу: надо что-то
менять. Инициативу возглавить "Шинник" проявил я,
а губернатор мою кандидатуру одобрил.
Роль власти в становлении клуба значительна. При нынешних
рыночных отношениях "Шинник" без поддержки области
не выжил бы. А губернатор понимает, что большой спорт - социальное
явление, и способствует успехам не только ярославского футбола,
но и хоккея, волейбола, других видов спорта.
- В таблице посещаемости, недавно опубликованной "СЭ",
Ярославль занимает седьмое место, опережая даже московский
"Спартак". Удивительно, ведь в высшей лиге на "Шинник"
ходило гораздо меньше народа!
- Взрыв зрительского интереса связан с тем, что у команды
появился авторитет. Люди видят: мы ставим максимальные задачи
и стараемся их выполнить. Поэтому изменилось отношение к "Шиннику"
не только властей, но и болельщиков. Помимо всего прочего,
мы уделяем большое внимание имиджу клуба. Сам я предпочитаю
не вмешиваться в эти вопросы, но с первого вице-президента
Морозова всегда спрашиваю. Слежу, что пишет про "Шинник"
пресса, как относятся к нам футбольные функционеры, соперники,
болельщики. Из этих компонентов и складывается имидж.
- Приглашение Хомухи, однофамильцев Гришиных, Корнюхина
- в какой-то степени рекламная акция?
- Нет. Комплектуя команду, мы руководствовались исключительно
ее интересами. Вот если бы приобрели кого-то из именитых ветеранов
уровня Маттеуса или звезд российского чемпионата, находящихся
на сходе, тогда это было бы рекламным трюком. А тот же Хомуха
- лидер "Шинника", он выходит на поле не на 15 минут,
а на все 90 и выкладывается по максимуму. Именно в таком игроке
нуждался Побегалов.
- А почему "Шинник" отказался от покупки югослава
Любобратовича - нападающего с именем, в послужном списке которого
выступление за испанский "Бетис"?
- Кто нужен команде, а кто нет, решает главный тренер. От
услуг югослава Побегалов отказался, полагаю, по идеологическим
соображениям. Понятие "команда" в первую очередь
подразумевает коллектив единомышленников, монолит. А Любобратович
- человек из другой страны, другого менталитета. Это на Западе
ведущие клубы набирают звезд, и искусство тренера - создать
из них ансамбль. В российском футболе мастерство игроков находится
на более низком, чем европейский, уровне, поэтому на первый
план выходят профессионализм и боевитость. Пример "Анжи"
показывает: даже незвездные игроки, если они мобилизованы
и находятся на своих местах, способны творить чудеса. Четвертая
позиция "Шинника" в таблице в этом отношении тоже
показательна. Что же касается Любобратовича, то ко всему прочему
он не стоил денег, которые просили его агенты.
- Коль речь зашла о главном тренере, признайтесь: сомнения
при утверждении на эту должность Побегалова терзали?
- Определенный риск, конечно, был. Но я знаком с Александром
Михайловичем добрый десяток лет, и у меня были основания ему
доверять. Он человек амбициозный, профессионал в своем деле.
Его подход к работе и раньше мне импонировал: его коллеги
после тренировок уходили, а Побегалов оставался - просматривал
видео, разрабатывал план на игру, индивидуально беседовал
с футболистами. Свое назначение он выстрадал безудержным фанатизмом.
Да, раньше в "Шиннике" делали ставку на опытных
специалистов с именами, но ведь Побегалов работал с такими
асами, как Волчок, Полосин, Кипиани, Зелькявичюс, перенимал
от них все лучшее. Время показывает: мы сделали правильный
выбор.
- Когда в прошлом сезоне Побегалов возглавил "Шинник",
у команды были лишь теоретические шансы на возвращение в высший
дивизион. Не считаете тот сезон потерянным?
- Сезон, скажем так, огорчил. Мы допустили много просчетов
при комплектовании команды, ошиблись с главным тренером, потратили
впустую уйму денег. С другой стороны, отрицательный опыт -
тоже опыт. Мы увидели первую лигу с ее подковерными интригами
и поняли, как не надо себя вести.
- У ярославского клуба, по общему мнению, очень мощный
руководящий штаб. Доводилось даже слышать, что в лидерстве
"Шинника" наполовину его заслуга - известно ведь,
что в плане интриг первый дивизион даст фору любому турниру...
- Не настолько еще наш футбол прогнил, чтобы результаты
расписывались до выхода команд на поле. Хотя с некоторыми
пороками в первом дивизионе надо бороться беспощадно. Нельзя
превращать турнир в финансовую гонку. Подковерные интриги
развращают в первую очередь игроков. У тех, кто хоть раз участвовал
в договорных матчах, искажаются понятия об этике. Да и те
15 - 20 тысяч зрителей, что приходят на стадион, хотят видеть
зрелище, а не спектакль. Нельзя, чтобы футболисты превращались
в коммерсантов. Вкладывая деньги в спорт, мы хотим, чтобы
из мальчишек выросли настоящие граждане России, приученные
к труду, а легкие деньги портят. Я был недавно в Германии,
встречался с премьер-министром земли Гессен. У них те же проблемы.
Мой собеседник возмущался: мол, игрокам платят так, что у
них появляется неадекватное восприятие окружающего мира. Деньги,
по моему мнению, надо заработать. Как это делает тот же Хомуха.
Что же касается руководящего штаба "Шинника", то
в нем, действительно, собраны профессионалы. За плечами у
Фролова - громадный опыт, который его коллеги перенимают и
адаптируют к современным условиям.
Сергей ИЛЬЕВ
"СЭ"
|