Простой ярославский ниндзя
Что мы знаем об искусстве ниндзя? Право,
очень немногое… Информация о нем поступает из нескольких книг
или из фильмов, где ниндзя представлены плохими "парнями
в черном". При том, мало кто знает, что изначально это
искусство зарождалось совсем для других целей. Чтобы получить
разъяснения из первых рук, мы обратились к руководителю ярославской
общественной организации "Будзинкан тэнгу нин-дзюцу"
("Боевое искусство ночных воинов ниндзя") А. Г.
Локанову. Он единственный в Ярославской области и один из
четырех россиян, официально зарегистрированный Будзинкан Додзе,
самим Масаки Хацуми, 34-м патриархом нин-дзюцу ...
- Прежде всего, Алексей Иванович, расскажите нашим читателям
о ярославской общественной организации "Будзинкан тэнгу
нин-дзюцу", руководителем которой вы являетесь.
- Наша организация образовалась в ноябре 1997-го года. Ее
основная цель - распространение идей нин-дзюцу. Сначала, конечно,
в нашем городе, потом в регионе и, наконец, по всей территории
России. Сейчас у нас уже есть филиалы в Москве и Калуге. Мы
стремимся дать истинное понятие самого искусства нин-дзюцу,
ведь в основном люди знают о ниндзях из фильмов, где они показаны
не в самом лучшем свете. У искусства ниндзя была не только
теневая сторона. В России вообще не знают, что оно развивалось
веками, изменялось, обогащалось и трансформировалось… Мы пытаемся
заполнить этот пробел.
- Значит, вас можно назвать основоположниками?
- Нет, нельзя так сказать. Ведь я не знаю, что происходит,
допустим, в Астрахани или Красноярске. Может, там тоже чем-то
подобным занимаются…Мы ездим к учителю, и он говорит, что
Россия отстала от всего мира на 20 лет, так как о нин-дзюцу
и в Европе-то узнали только в 1975-м году. Наверняка существовали
и существуют псевдошколы, которые называют себя ниндзя, но
я не уверен, что у них есть достаточно оснований, чтобы так
говорить.
- А за счет каких финансовых средств ваша организация поддерживает
свое существование?
- За счет моих (смеется). В самом прямом смысле. Когда мы
стали организовываться, естественно, не было денег (да и сейчас
их нет). Поэтому наша организация постоянно находится в минусе
в налоговых инспекциях. У нас есть членский взнос, составляющий
150 рублей в год. В "Будзинкан тэнгу нин-дзюцу"
сейчас входит около 80 человек. Сами понимаете, что это крохи.
Поэтому мы, помимо взносов, вкладываем и свои деньги. Это
одна из причин, по которой о нас не слышно в Ярославле.
- А есть и другие причины?
- Дело в том, что мы не очень хотим себя афишировать. Чтобы
наше искусство не превратилось в простое единоборство, как
произошло, например, с настоящим искусством каратэ или айки-дзюцу,
которое превратилось в айкидо. Понимаете, как говорит Масаки
Зацуни, если истинное боевое искусство поставить на коммерческую
основу, оно превратится в рукопашный бой. То есть исчезнут
корни, определенные понятия, философия и будет преподаваться
одна техника. А она во многом сходна в разных стилях единоборств.
- Алексей Германович, расскажите об истории зарождения
и появления нин-дзюцу.
- Вопрос не простой, и кратко на него ответить просто невозможно.
Нин-дзюцу очень многое взяло у Китая и Тибета - это и мировоззрение,
и отдельные моменты даосизма… Кое-что мы взяли у монахов Шаолиня.
Теневая сторона связана с тем, что в Японии происходили широкомасшбатные
войны, нужны были шпионы. Но самураям, ограниченным своими
этическими нормами, невозможно было заниматься разведкой.
И на это дело стали вербовать специально обученных крестьян,
которым это было не запрещено. Нин-дзюцу попало не в те руки.
Но изначально это боевое искусство зародилось для того, чтобы
тренировать и познавать свое тело и душу.
- В нин-дзюцу существует оценка уровня мастерства…
- Это произошло лишь по просьбам европейцев. Сенсей Хацуни
ввел градацию - пояса. Теперь существует 10 данов. Затем идет
разделение по пяти стихиям, то есть условно данов пятнадцать.
Очень хорошим считается 5-й дан. У самого Масаки Хацуны проводится
тест "ветер смерти". Если вы его проходите, вам
дают звание 5-й дан сидоси - мастер и учитель просветления.
Но знаете, очень сложно оценить уровень мастерства в нашем
искусстве. В нин-дзюцу нет поединка. В боевом искусстве самое
главное - выжить, а не победить. В единоборстве определенно
нужно выйти победителем: либо ты, либо он. У нас такого нет.
Мы можем проиграть, но быть живыми. Если я, допустим, знаю,
что вы намного сильнее меня, это нужно быть глупцом дальше
продолжать схватку. Я просто поддамся или действительно нарвусь
на один ваш удар, упаду и притворюсь смертельно раненым, сыграю
на вашей жалости. Вы уйдете. Но я остался жив, и теперь у
меня будет время потренироваться, превзойти вас и потом встретиться.
В этом - отличие боевого искусства от единоборства. В единоборстве
тоже есть мысль, но там самое главное - победа.
- Алексей Германович, а теперь расскажите немного о себе.
Как вообще судьба вас связала с нин-дзюцу и тренерской деятельностью?
- В школе был двоечником, имел постоянные "неуды".
Никто из учителей не предполагал, что я вообще чем-то буду
заниматься. Только по физкультуре, пению и рисованию всегда
имел одни пятерки. В 13 лет мой родной брат Михаил стал учить
меня каратэ. Под его началом я тренировался около года. А
однажды я познакомился с мастером Чу Хен Чуном…
- Где?
- Прямо в Ярославле. Он работал здесь строителем. Весной я
занимался на природе, отрабатывая технику, и однажды увидел,
как какой-то человек делает дыхательную гимнастику, но его
движения носили боевой характер. Я с ним познакомился. Он
плохо говорил по-русски, но это не очень мешало нашему общению.
Чу Хен Чун около года учил меня ушу. Этот человек перевернул
все мое сознание. Ему я очень многим обязан. Он вложил в меня
душевную красоту, красоту природы, созерцание. Мы много философствовали.
Я многого, конечно, не понимал, но его слова отложились в
моем сознании. Когда он уехал, я продолжал тренироваться.
Уже в 16 лет я знал, что хочу стать тренером, хочу быть достойным,
чтобы не пропало то искусство, которое он передал мне. В 18
лет я уже вел группу. Затем ушел в армию. После службы я продолжил
заниматься и однажды наткнулся на книжечку Валерия Момонта
о нин-дзюцу. Там же, в Москве, я познакомился с Андреем Самохиным
и Виктором Незером. Валерий Валерьевич предложил нам поехать
в Германию, чтобы повысить свой уровень и попробовать сдать
экзамен на 1-й дан. Немцы, конечно, были удивлены, что в России
что-то знают о нин-дзюцу. В 1999-м году учитель Стефан Фрелеш
пригласил нас на тай-кай к самому Масаки Хацуне. Сенсей Хацуна
еще больше перевернул мое сознание. В этом году я ездил в
Германию, сдавал экзамен и получил 2-й дан. А в августе 2002-го
года мы пригласили учителя (Стефана Фрелеша) в Ярославль проводить
семинар. Он приедет вместе со своей женой, которая, кстати,
имеет 8-й дан.
- Вы мечтаете съездить со своей группой на семинар в Германию?
- Мысль есть. Я ведь почему пригласил сюда своего учителя?
Чтобы он увидел, что у меня есть собственная работа, что есть
школа, что нин-дзюцу понемногу обретает свои корни. Чтобы
он увидел, что здесь, в России, в нашем деле происходит некоторый
прогресс. И тогда в Германию мы поедем уже не как робкие ученики,
а как равные к равным.
Записал П. Невский
"СН"
27.09.2001
|