Обновление:
22-01-2002 19:07
[AD]

 

Дорого яичко, но ко Христову дню

главный тренер юношеской сборной РоссииЗачем народу большой спорт? Есть люди, считающие, что он вовсе не нужен: для поддержания здоровья, дескать, вполне хватает и физкультуры. Бытует циничный взгляд на вещи: типа, именно за счет спорта, высших достижений народ "выпускает пар" и становится более управляемым. Кто-то склонен видеть в спортсменах эдаких современных гладиаторов, чьи сверхчеловеческие способности прославляют, в основном, деяния современных нам "императоров". Вообще, любой плюрализм можно только приветствовать, что вовсе не означает, что иных суждений быть не может. Один из наиболее распространенных в наше время и в нашей стране ход мыслей - большой спорт является индикатором социального благополучия региона. И одновременно - способствует этому благополучию. Особенно это относится к игровым видам спорта. Постоянный успех сопутствует только тем коллективам, которые могут вволю работать, но не озабочены ежедневной проблемой: как бы выжить. При этом сама по себе судьба спортсменов не зависит впрямую от их мастерства или успешности. Именно поэтому судьба "Нефтяника" заботит всех, кто неравнодушен к волейболу.

1. Игра наверняка

Финансирование спорта в России до сих пор складывается из двух основных источников: бюджетные деньги и спонсорские вклады. На первое претендуют те, кто по самой сути своих видов спорта не способен привлечь большое количество спонсорских денег: ДЮСШ, коллективы физкультуры, представители не особенно популярных или зрелищных видов спорта. Чаще всего это деньги местных бюджетов. Правда, бюджет бюджету рознь (сравните возможности столицы и, допустим, Архангельска). Популярные виды спорта: футбол, хоккей и (в меньшей степени) баскетбол довольно давно находятся на спонсорском финансировании (ни один бюджет не вынес бы денежных инвестиций не то что в московский "Спартак", но и в команду из подвала первого дивизиона).
Волейбол, за редкими исключениями, находился в первой группе. Конечно, спонсоры посматривали на этот вид спорта, но, скорее, оценивающе, нежели с практической точки зрения. Причин тому масса: к примеру, недостаточное освещение центральными СМИ этого вида спорта (какой спонсор захочет видеть свое название под рубрикой "Ку-Ка-Ре-Ку"?). Прорыв случился буквально год-полтора назад, когда стало ясно, что ни футбол, ни баскетбол, ни даже хоккей, большего количества денег попросту "не переварят". Парадоксальность этой ситуации наиболее лаконично выразил тренер баскетбольного "Локомотива" из Минеральных вод А. Сухачев: "Если наш игрок заявляет мне, что 10000 $ в год ему хватит, а для того, чтобы заработать хотя бы 100000 $ он напрягаться не собирается, на нем можно ставить крест". И тут мгновенно произошло разделение волейболистов на богатых ("МГТУ-Лужники", "Динамо-МГФСО-Олимп", "Локомотив-Белогорье", "Искра", "УЭМ-Изумруд") и бедных (практически все остальные клубы суперлиги). "Нефтяник", как это не удивительно, оказался отнюдь не в первой группе.

2. Как ублажить японцев

Удивление - это чувство вполне логичное. Связано оно прежде всего с тем, что инвестиционный потенциал команды используют те предприниматели, которые вполне могут ограничиться банальной рекламой в газетах, электронных СМИ, интернете и в других, куда более эффективных направлениях рекламной деятельности. Те же, для кого "Нефтяник" должен стать "светом в окошке", продолжают вести себя так, словно имеют дело не с двукратным участником Суперфиналов национального чемпионата и четвертьфиналистом кубка ЕКВ, а с заводской командой, высшее чаяние которой - победить в чемпионате области. Возьмем кампанию "Славнефть" (имеется в виду не столько завод "Ярославнефтеогрсинтез", чье руководство относится к команде весьма внимательно, сколько весь холдинг). Сейчас одной из самых главных задач фирмы является обслуживание японского кредита. Дело это непростое: японцы-кредиторы порою ведут себя почище любого КГБ, исключая любую возможность не целевого использования денег или малейшей задержки выплат по кредиту.
Спросим: до проблем ли "Нефтяника" топ-менеджерам "Славнефти" в этой ситуации? Всякий, кто хоть немного знает отношение японцев к волейболу, скажет, что "Нефтяник" - как раз тот козырный туз, что способен здорово подвигнуть восточных партнеров к шагам навстречу российским промышленникам. Потому что для всякого японца волейбол - религия. Это - один из немногих олимпийских игровых видов спорта, в которых они много лет были фаворитами (и больше всего они озабочены тем, чтобы этот статус себе вернуть).
Безусловно, неразумно говорить о том, что после знакомства с "Нефтяником" банк тут же рассрочит выплаты лет на сто. Но узнав, что ГЛАВНЫМ видом спорта в "Славнефти" является именно волейбол, японцы наверняка изменят отношение к холдингу. И это как раз та часть инвестиционного потенциала клуба, о которой сегодня мало кто даже задумывается.

3. В Европу - на самодельных лыжах?

Сегодня едва ли не треть предприятий ярославской области декларируют свои намеренья выхода на мировой (по крайней мере - европейский) рынок. Правда, мало кто из их маркетологов способен внятно изложить свою программу захвата ниш на западных территориях, ну да Бог с ними. Может быть, это - страшная коммерческая тайна. Кое-что, впрочем, известно: "Ярпиво", к примеру, (по данным из компетентных источников) запланировало масштабную кампанию на... ОРТ. Не так глупо, впрочем: наших соотечественников в Германии и Израиле живет изрядно, ностальгия в них бурлит, канал ОРТ практически везде принимается неплохо... Однако ностальгия - слабый аргумент для коренных жителей этих (а так же многих других) европейских стран. Куда больше убеждает их, допустим, вид победителей континентальных и мировых первенств в майках с логотипом той или иной фирмы.
Молодежная сборная России прорекламировала, таким образом, инжениринговые услуги фирмы ЯНХС, завоевав с помощью ярославских строителей два европейских и одно мировое "золото", а так же - серебро чемпионата Мира среди молодежи. Кроме того, сборная С. К. Шляпникова выиграла еще и несколько зарубежных турниров. Зная Генерального директора ЯНХС В. Г. Матросова, как человека предельно прагматичного, рискнем предположить, что свой вклад он осуществил с очень дальним прицелом: когда границы "железного занавеса" окончательно рухнут и европейцы начнут свои прямые инвестиции в нашу экономику, инжиниринговые услуги будут цениться на вес золота. И тогда своевременная помощь молодым волейболистам принесет свои (возможно очень весомые) дивиденды.
Ход мыслей вполне понятен. Непонятно другое: почему таким же образом не рассуждают пивовары? Ведь инвестиции в волейбол, как по мерке укладываются в уже утвержденную программу "освоения" ОРТ. Всяко лучше выходить туда со спортивными трансляциями, чем с банальными роликами, от которых тошнит уже и непьющих. А то, что новый набор молодежи способен добиться большего, чем их предшественники, скажет всякий, кто видел "Строитель" в деле.

4. Власть работает. Дело за бизнесом?

В этой ситуации возрикает закономерный вопрос: если потенциал "Нефтяника" настолько не востребован, откуда команда находит силы не просто сохранять место в элите российского волейбола, но и оспаривать ступени на пьедестале? Определенную роль играет то, что волейбол - самый мало затратный спорт в "большой четверке", вклад завода "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" тоже нельзя недооценивать. Главный же фактор - внимательное и бережное отношение областой и городской власти к волейболу. Губернатор области А. И. Лисицын, пунктуально выполняющий все обязательства перед командами мастеров, тем не менее, придерживается раз и навсегда обозначенной позиции: главная доля ответственности за большой спорт в регионе должна приходиться на генеральных спонсоров. Если губернатору удастся убедить в этом руководство "Славнефти", Ярославская область вполне может рассчитывать на волейбольные награды уже в ближайших сезонах. Если же этого не получится…
В нашей жизни нет ничего вечного. К примеру, в развитии волейбола заинтересована Казань, которой для "полного комплекта" не хватает как раз классного волейбольного клуба, способного не только побеждать в Еврокубках и России, но и готовить молодежь. Ясно одно: как бы не назывался "Нефтяник" в дальнейшем, его путь не закончится в результате банальной "бескормицы". Президент ВСК "Нефтяник" С. К. Шляпников убежден, что один сезон его питомцы отыграют в Суперлиге вообще без финансирования со стороны. Правда, это будет последний сезон большого волейбола в Ярославле. И может случиться так, что когда несостоявшиеся инвесторы будут готовы вложить средства в волейбол, его, к тому времени в нашей области уже не окажется?

А. Кононец, "СН"

08.01.2002

 

 
Статистика

Новости

Состав

Таблица

Результаты игр

Отчеты

Галерея

Турниры

Архив

Статьи

Хоссейн Ягоби: "Нефтяник"? Это мой размерчик!

Денег бывает много... Только когда они вовремя

"Нефтяник": в новый сезон со старыми проблемами?

"Нефтяник": Момент истины

Страдания и радости "Ярославны"

Александр Соколов: "О сборной слышал. Но не видел"

Светлана Полынова: "Мы - одна команда"

"Ярославна ТМЗ"- дочка или падчерица?

На подиуме из последних сил

Дорого яичко, но ко Христову дню

Сергей Шляпников: "Я вернулся спасти команду!"

Еврокубки. "Нефтяник" - дебют в ранге лидера

Владимир Кузюткин: "Нам нужна передышка"

"Дядя Степа" родом из Ирана

Владимир Кузюткин: "Потенциал ярославского волейбола по-прежнему велик"

"Нефтяник" - в новый сезон без громких контрактов

"Изумруд" - крепкий камешек (Кубок губернатора)

Арабы гостепреимнее славян

Серебряный финиш "Русской Ракеты"

Весь Мир у наших ног?

Волейбол в Ярославле: день завтрашний

Александр Соколов: Сегодня - спортсмен, завтра - хозяин ресторана

С прицелом в завтрашний день

Алексей Пашутин хочет остаться в Ярославль

Остальные статьи

 

© Все материалы этого сайта, опубликованные без ссылки на него, ворованные!
.: Sport Banner Network :.
Используются технологии uCoz