Обновление:
4-09-2001 9:22

 

Тимофей Воробьев:
"Гонщик любит свою машину, но мечтает о другой…"

Тимофей ВОРОБЬЕВ 4 июля Тимофей Воробьев из спортивно-технического клуба "Мотор" снова привез в Ярославль кубок победителя в очередном этапе чемпионата России по авторалли. В нынешнем году это уже третья его победа. 27 очков - серьезная заявка на чемпионское звание. Впереди всего два этапа, а позади уже четыре. На этом последнем, в карельском городе Лахденпохья, кроме его восьмерки в гонке участвовали еще 30 машин такого же класса, и все остались позади. В абсолютном же зачете из 92-х участников Воробьев оказался одиннадцатым, тогда как на I этапе был только семнадцатым, на II - пятнадцатым...
- Уже и до первого места недалеко в абсолютном зачете, - так чтобы сходу завести его. начинаю свое интервью возле его ослепительно белой восьмерки, будто и не месившей еще недавно карельскую грязь.
Но Воробьев невозмутим, как всегда.
- Ну, на этот счет у меня нет иллюзий. Почему я одиннадцатое место занял? Потому что не было трех экипажей из Екатеринбурга. Конечно, на своих "Мицубиси-ланцер" они бы меня объехали, и был бы я только четырнадцатым.
- А был ли кто из именитых?
- Были участники европейских чемпионатов и неоднократные призеры наших: Жигунов Андрей из Москвы, Грязин Станислав оттуда же (оба, кстати, тоже на машинах "Мицубиси-ланцер"), Лесников из московской команды "Итерра", у него вообще автомобиль высшего класса - "Субару-импреза WRC" - мировой раллийный автомобиль, на каких ездят на мировых чемпионатах Макрей, Сайнс...
- И ваша восьмерка рядом...
- Да, и моя... Естественно, мои результаты с их результатами нельзя и сравнивать, потому что с каждого километра они мне должны "везти" секунд по 10 опережения.
- Но все равно соревнуетесь?
- Все равно гоняюсь.
- И обгоняете, бывает?
- По-всякому бывает... На этом этапе основным моим конкурентом был Сергей Балдыков из Ижевска. У него "Опель-корса" - 16-клапанная машина, подготовленная английской фирмой... И моя - ВАЗ-2183, подготовленная кустарным способом... Я не скажу, что мы его чисто объехали, но в общем-то, соревновались на равных: то я "привозил" ему на спецучастке, то он мне, но в конечном счете все-таки он не рассчитал возможности своей машины и сошел по техническим причинам. Правда, на предыдущем этапе в городе Гукове Ростовской области он выиграл, там у меня был "сход".
- А у нас на "Медведе" этой зимой он был?
- Был, но выступал на машине WRC класса за московскую команду. И на I этапе в Екатеринбурге он ездил тоже на другой, полноприводной машине "Субару-импреза", "Мицубиси-ланцер". Это те автомобили, которые выигрывают в абсолютном зачете. А моя участь побеждать только себе подобных на тех же "восьмерках".
- Но ведь частенько побеждаете, почти всегда...
- Ну почему? Не всегда. "Гоняюсь" я с 1979 года, три раза был чемпионом России в своем классе, а в прошлом году удалось выиграть Кубок России в абсолютном зачете. Эту победу считаю самой важной. Там разрешалось участвовать автомобилям иностранного производства, правда, только переднеприводным. Были и машины с мотором до 2-х литров: "Ниссаны", десятки и прочие. И то, что я их смог объехать, это кое-что. Как вы считаете?
- То есть не так и велика, выходит, роль техники?
- Ну если вас посадить на автомобиль WRC класса, думаю, что и на восьмерке объеду Не обижайтесь, конечно...
- Нет, и я ведь о профессионализме говорю... Кстати, в чемпионатах только "профи" могут участвовать?
- Нет, конечно. Может заявиться кто угодно. Только подготовьте автомобиль как следует. Требования тут довольно жесткие. Автомобиль должен соответствовать нормам безопасности: иметь жесткий сварной каркас, и еще там нужен целый ряд "доработок" к стандартному. Затраты, конечно, будут серьезные. Если из обычной восьмерки захотите сделать машину, как у меня, то придется вложить в нее еще где-то тысяч пять долларов. Может, чуть больше... Да и я ведь не совсем профессионал, потому что работаю на ЯМЗ как начальник спортивно-технического клуба "Мотор" и одновременно "гоняюсь". Но смотря что понимать под профессионализмом. Если умение делать свою работу не хуже других (в данном случае работу автогонщика), то, получается, я профессионал, а если считать профессионалами только тех, кто получает за это зарплату, то выходит, что я любитель.
- А много в России таких, кто получает?
- Да сколько угодно. Московские команды, тольяттинские, есть в Екатеринбурге, в Татарстане...
- А у нас в Ярославле?
- У нас? Профессионалы? Нет. У нас только любители. И есть единственный клуб - наш СТК "Мотор", который представляет Ярославль в этом диковинном виде спорта, точнее, даже в одной только его разновидности. Ведь автоспорт имеет массу разновидностей: кольцевые гонки, шоссейно-кольцевые, трековые, есть "Формула-1", есть "Наскар-гонки", да мало ли... А я участвую только в одной из этих разновидностей - авторалли. Очень специфическая, кстати, разновидность, и очень высоко в мире ценится. Ведь все наши этапы проходят в разных условиях: была снежная гонка, ледовая, сейчас прошли две гравийные гонки, дальше - две асфальтовые. Это не то что ездить по кругу. Здесь гонщик должен иметь универсальную подготовку. И все повороты на 400 км запомнить невозможно. Поэтому мы со штурманом (сейчас со мной ездит Сергей Козлов) сначала составляем скоростную стенограмму...
- А не хотели бы испытать себя в других разновидностях?
- Я готов участвовать в любой гонке. Где деньги взять? Ведь те затраты, которые несем мы, придется умножить на 100...
- И вообще никого нет в городе, кто участвовал бы в других видах гонок?
- Может быть и есть. Вот Михаил Лебедев с завода дизельной аппаратуры пытается... Но насколько я знаю, пока не очень удачно.
- И он тоже непрофессионал в том смысле, что не получает зарплату автогонщика?
- Нет, конечно. Тоже завод помогает, спонсоры...
- А тольяттинскую команду ведь также завод содержит?
- Тоже завод. Но у них официальные ставки, контракты. У них механики на контрактной основе получают нормальные деньги. А за те деньги, что получают мои механики, с них даже трудно требовать, чтобы колесо-то правильно прикрутили. Помимо всего прочего мне еще надо думать о том, как содержать всю эту базу, которую занимает наш клуб. А у гонщиков из Тольятти нет других забот, кроме гонок. На этап приезжают - у них на каждую машину механиков по пять плюс представитель команды, плюс менеджер, моторок в машине от опеля, коробка "Экстракт" английской фирмы, амортизаторы "Бильштейн", подвески "Макферсон". А в протоколах везде пишут ВАЗ-2110. А что там от десятки остается? Только стекла да дверные ручки.
- И все равно вы соревнуетесь с ними?
- Да, но они в девятом классе ездят, с двухлитровыми двигателями, а у меня 1600. Поэтому я с ними могу соревноваться только в абсолютном зачете.
- И как?
- На этом этапе оба их экипажа сошли. А так, когда доезжают, они, конечно, выигрывают.
Есть еще профессиональная команда у НИИ шинной промышленности из Москвы. Вот Жигунов, о котором я говорил вначале, из нее. Он в Гукове выиграл абсолютный зачет на "Мицубиси-ланцер".
Есть в Екатеринбурге другая команда. В ней гоняется даже губернатор Пермской области Юрий Трутнев. У них тоже нет проблем с финансированием: великолепное оснащение, купили три "Мицубиси"... Но гонщики они, так скажем, пока неважные. Бывает, их на своей восьмерке объезжаю. Но техника есть техника. Без нее в абсолютном зачете не выиграешь. А по телевидению и во всех СМИ объявляют только таких победителей. Потому они и именитые.
- В этот раз после этапа "Белые ночи" кого объявили?
- Кто выиграл. Лесников и Русов - команда "Итерра" из Москвы. Они к "Газпрому" имеют какое-то отношение. И тепло им там, у трубы, она даже на эмблеме у них нарисована, а эмблема - на машине "Субару-импрезер" класса WRC. А мы на ВАЗ 21083-07 на "Бело ночи" сумели занять в абсолютном зачете только одиннадцатое место. Но я неправильно сказал: только. Если протокол посмотреть, то впереди нас ни одной отечественной машины: "...-импреза", "...-ланцер", "...-ланцер", а сразу за ними ВАЗ-21083-07, моя машина. Но это уже все - потолок для "восьмерки", из которой я уже давно вырос...
- И что же делать?
- Искать источники финансирования. Есть вот у нас при клубе курсы водительские, сами пытаемся деньги зарабатывать. Моторный завод помогает, чем может. Но мы же относимся к социальной сфере и скоро будем переданы от ЯМЗ горспорткомитету или уж не знаю куда. Но через полгода не позднее это произойдет, то есть завод полностью откажется от содержания нашего клуба.
- Может, и лучше будет.
- Я думаю, будет хуже. Зачем мы городу?
- Но ведь финансируют же там футболистов, хоккеистов, дворцы строят...
- Финансируют. Я узнавал: если бы нам дали ту сумму, что тратится на хоккейную команду за одну только неделю, мы бы смогли уже приобрести приличную машину. Не WRC, конечно, но автомобиль группы N (есть еще и такая, попроще). У Лесникова и Потапова из "Итерры", конечно, автомобили авторитетные, круче их нет, стоимость каждого 500 тысяч долларов...
- А стоимость вашей машины?
- Моей теперешней? Тысяч 15, наверное. Но я говорю о машине группы N. Стоит она раз в пять меньше, чем те у "Итерры", но, в принципе, может с ними конкурировать. Конечно, хорошо бы приобрести две такие машины. С одним экипажем ведь всякое может случиться. Потапов вот с прошлого этапа так и лежит в Гукове в больнице. Слава богу, хоть сам живой, а полмиллиона эти свои расколотил так, что только мотор сняли, а остальное - в лом...
- У вас-то хоть есть замена или, уж лучше будем говорить, смена?
- Смена? А как же. При клубе вот секция картинга есть, учим детишек с 9 лет. А если говорить про авторалли, то есть у нас и второй экипаж - Староверов - Стептянин. Выступают они тоже в самом доступном для нас классе - 1300-м. В нынешнем чемпионате у них пока 9 очков. А в прошлом году Андрей Староверов был чемпионом России в своем классе.
- Так говорите, приличная машина стоит недельной траты на нашу хоккейную команду?
- Ну, может, не недельной, а месячной... Я не хочу никого ущемлять. У них свой вид спорта, может быть, более зрелищный, чем наш. Они всегда были профессионалами, даже когда считались любителями. Всегда они получали больше. А наш автоспорт как-то все был в загоне.
- Странно вообще-то. В хоккей ведь сами играют очень немногие, а машину водит полстраны. Наверное, и вы вроде бы как в авангарде этой несметной армии, пути им торите... И вдруг в загоне....
- Получается так. Автомобиль что такое? Это лицо технического прогресса. Я все время сравниваю наш автомобиль и заграничный. Мы делаем свои машины ведь тоже достаточно давно. Но сопоставьте любой наш автомобиль и тот же "Субару-импреза", получится отставание нашей конструкции лет на 70 по крайней мере. Там "думающий" дифференциал уже сделали, то есть автоматически перераспределяется крутящий момент на ведущей оси в зависимости от дорожных условий. Если я ставлю на свою машину какую-то блокировку, которая изобретена в каменном веке, то у них машина "с мозгами" сама производит перераспределение... О чем тут говорить?.. И будем отставать, пока будем только в футбол и хоккей играть. Да и там уже особых успехов не видно. Раньше выигрывали у тех же хоккейных профессионалов из Америки, хоть и получали намного меньше их. Сейчас получают больше, чем тогда, а результаты хуже. Тогда было еще какое-то чувство, что нельзя подвести свою страну, свой город... Теперь этого нет. А за деньги подвиг не совершишь.
- Но и теперь отношение страны и города к ним предпочтительнее...
- Многое зависит от уровня поддержки того или иного вида спорта. На хоккей вот ходит губернатор. На авторалли он ходит? Не ходит. Отсюда и предпочтение. Ищутся варианты поддержки. Возможно не бюджетные средства прямо привлекаются, а предприятия-спонсоры какие-то льготы получают... Но надо, в таком случае, какое-то равенство соблюдать. В Москве, например, действовал закон (правда, говорят, и там его сейчас отменили), по которому предприятия могли вкладывать деньги в развитие любого вида спорта, а не отдавать их городу в виде налога. Поэтому там и машин напокупали мирового уровня. Конечно, чтобы на такой уровень выйти, должна быть соответствующая поддержка. Взять тех же тольяттинцев. Конечно, они рекламируют свою марку. Но у нас-то в городе делают бензин, масла, краски для тех же "Жигулей". Почему же наш город не может быть представлен на столь же достойном уровне, не может иметь свою профессиональную команду? Все равно придем к этому, даже если исчезнет наш СТК. Только придется все создавать заново, преодолевать трудности, нести дополнительные затраты. В следующем году Российская автофедерация планирует исключить из чемпионата ярославский этап "Медведь" из-за плохой его организации этой зимой. А ведь он 35 лет существует. Еще мой отец гонялся.
Словом, пока на сегодняшний день будем считать, что нам не повезло, что мы автоспортом занимаемся, а не футболом или хоккеем. Хотя я не жалею.

Еще я спрашивал у Тимофея Ивановича о реальности его перехода в одну из тольяттинских команд (ходят такие слухи), но он сказал только, что писать об этом не надо. Я и не стал. Но подумал, что если это произойдет, наверное, будет не хватать нашему городу этого человека с его дерзкой мечтой о хорошем автомобиле. И пробираясь из Брагина, где базируется СТК "Мотор", к центру города в тесном потоке машин, я почему-то все искал глазами такую, что отчетливо могла бы выделить наш Ярославль среди прочих городов и весей. И не нашел, хоть и самые "навороченные" попадались. Конечно о владельце своем такая машина расскажет многое. А о городе что? Ничего абсолютно. Ярославль представляет все-таки Воробьев на своей восьмерке. Пока представляет...
Что-то будет дальше?
П. ДАНИЛОВ,

"ЯН"
25.08.2001

 

 
Инфо
Статьи
© Все материалы этого сайта, опубликованные без ссылки на него, ворованные!

.: Sport Banner Network :.
.: Sport Banner Network :.

Используются технологии uCoz